По долине Луары на велосипеде — 2012

Ноябрь 2012, 6 дней, 200 км на велосипеде, Ната и Миша

Вечная проблема — куда поехать в ноябре, на школьные каникулы? Обычно погода позволяет думать только о каких-нибудь жарких странах. Но в 2012 году мы так зажарились в летнем путешествии по Сицилии и Тунису, что той осенью в южные края нам совсем не хотелось. Поэтому мы с Мишкой решили рискнуть и отправиться на велосипедную прогулку по долине Луары во Франции — будущий историк мечтал посмотреть средневековые замки, а мне хотелось просто покататься не торопясь по хорошим велодорожкам. И нам повезло — единственный за всю поездку дождь пошел через 10 минут после того, как мы, завершив маршрут,  сдали взятые напрокат велосипеды в маленьком городке Азе ле Ридо.

Веломаршрут вдоль Луары прекрасно организован: практически на всем его протяжении от  Орлеана до Нанта идут велосипедные дорожки, есть прекрасные описания и подробные карты. Мы решили проехать небольшую его часть, от Блуа до Азе ле Ридо, и составили себе очень неторопливый план — порядка 50 км в день. Надо было оставлять по полдня свободных, чтобы смотреть замки, да и вообще я на велосипеде не люблю торопиться.

На карте маршрут показан весьма приблизительно, здесь не отмечены заезды на ночевки, и Гугл прокладывает не совсем по велодорожкам, но примерное впечатление можно составить.

Прилетаем в Париж утром, сдаем рюкзачки в камеру хранения и отправляемся гулять. У нас в Париже всего полдня, так что решили никаких достопримечательностей не осматривать, просто прошлись по Монмартру, потом вдоль Сены, посидели в милой кафешке на бульваре. Погода серенькая и туманная — как она идет Парижу!

Ближе к вечеру едем на электричке в Блуа, начальную точку нашего маршрута, находим свой отель прямо напротив замка. Устали, конечно, после бессонной ночи в самолете, но выбираемся все-таки пройтись по вечернему Блуа.

Что главное утром во Франции? Конечно, кофе с круассанами! Горячие, из булочной под окном, они просто великолепны. После неторопливого завтрака отправляемся гулять по изящному станинному городку, на который любовались еще со своего балкона.

Повсюду забавный символ города — дикобраз. Это эмблема герцогов Орлеанских, девиз которых: «Вблизи, как и вдали, я опасен!»

Вот и замок Блуа — первый на нашем пути. Над главным входом — конная статуя короля Людовика XII.

Пора наконец отправляться в путь! Получаем забронированные заранее велосипеды, долго прилаживаем на них все свое барахло.

На маршруте вдоль Луары полным-полно прокатных контор, но практически все они заканчивают летний сезон в октябре, так что найти велосипеды на ноябрь было непросто. Да еще нужна была такая контора, которая готова была бы забрать у нас велики в конечной точке маршрута, а не там, где мы их брали. Я нашла такую только одну, списалась с ними из Москвы, пришлось все заранее оплатить, но сработали они отлично — велосипеды были легкие, удобные, с переключением скоростей, что очень пригодилось на высоких берегах Луары.

Оглянувшись напоследок на Блуа, отправляемся в путь по велодорожке вдоль реки.

Катим не торопясь под неярким осенним солнышком мимо неизвестных маленьких замков на том берегу, церквушек и лебедей.

Сворачиваем от реки в поля, еще несколько километров между пасторальных деревушек, и вот перед нами внушительный замок Шамбор с фантастическим хороводом шпилей, башен и труб.

Проехали вроде бы немного, но с непривычки подустали, так что для начала устраиваем пикничок с видом на замок.

Шамбор огромен и роскошен, крыша его похожа на целый сказочный городок. Говорят, что король Франциск I, начав с размахом строительство замка, хотел даже повернуть реку, чтобы подвести Луару к его подножию, но затея эта не удалась.

Шамбор строился как охотничий замок, он окружен шикарным лесопарком, в котором и поныне водятся олени, кабаны и другие звери. Встретиться с ними нам не посчастливилось, но прокатиться по парку — одно удовольствие.

День начинает клониться к вечеру, а путь впереди еще неблизкий. Едем к замку Шеверни, который известен традицией проведения псовых охот. Здесь была выведена особая порода охотничьих собак, и на протяжении всей истории замка до наших дней хозяева его выезжают на верховую кабанью и оленью охоту с гончими. Псарню, на которой сейчас содержится около 70 собак, показывают туристам на экскурсии по замку. Но увы, тут нас ждет облом — сейчас здесь проходит реконструкция, и ни замка, ни псов нам увидеть не удается.  Фото из сети — гончие замка Шеверни:

Поплутав по полям, в сумерках выбираемся к одиноко стоящему гостевому домику, где у нас забронирована ночевка. Утешаемся бутылочкой отличного розового вина, на которой изображен замок Шеверни.

Встаем пораньше, сегодня у нас длинный маршрут до замка Шенонсо. По пути заезжаем в небольшую крепость Фужер.

Если следовать в точности путеводителю Loire a velo, практически весь путь можно проделать только по велосипедным дорожкам. Но от этого он становится гораздо длиннее — ведь приходится петлять по полям и лесам, объезжая автомобильные дороги. Гонщик из меня никакой, так что к середине дня мы понимаем, что продвигаемся слишком медленно, и если будем ехать в том же темпе, то посмотреть Шенонсо сегодня не успеем. Так что решаем сократить путь по шоссе. Ехать по нему вполне удобно, машин тут мало, и, судя по знакам, они должны уступать путь всем, от велосипедистов до всадников.

Отдых по дороге.

По пути — старинные аббатства и маленькие симпатичные городки.

К вечеру добираемся до Шенонсо, бросаем велосипеды у гостиницы и торопимся к замку. К нему ведет широкая аллея из старых платанов.

Шенонсо окружен высокими башнями и стенами, но он никогда не имел оборонительного значения. Его называют дамским замком, так как на протяжении всей истории владели им преимущественно женщины, в частности, Диана де Пуатье и Екатерина Медичи. Окруженный арочными мостами и изящными садами, Шенонсо по-дамски элегантен.

В замке удивительно живая атмосфера, как будто хозяйки его еще здесь — в королевских покоях стоят букеты цветов, горит камин, на кухне и в кладовых припасены овощи и блестит медная посуда, а по краю ухоженного сада бродят ослики.

Саламандра — эмблема Франциска I.

По темной аллее возвращаемся в отель и ужинаем в ресторанчике, где так хорошо погреться у камина!

На следующий день едем в сторону городка Амбуаз. По дороге делаем крюк, чтобы посмотреть пагоду Шантелу — несколько странное сооружение в восточном стиле, это все, что осталось от ансамбля замка Шантелу. 

По винтовой лесенке забираемся наверх, полюбоваться туманными красками осени.

В парке вокруг пагоды собрана коллекция восточных растений, скульптур и старинных игр. Застреваем тут надолго, пока не удается решить все головоломки.

На пути к Амбуазу мне приходится нелегко — дорожка начинает вдруг прыгать вверх-вниз по горкам. Как хорошо, что нам достались велосипеды с переключением скоростей!

На окраине Амбуаза находится небольшой и внешне довольно невзрачный, но любопытный замок Кло Люсе. Здесь провел последние годы своей жизни Леонардо да Винчи, которого пригласил во Францию король Франциск I.

В замке воссоздан интерьер тех времен, когда здесь жил Леонардо.

В подвальном помещении и в парке вокруг замка — выставка инженерных творений Леонардо да Винчи: танк, воздухоплавательный аппарат, колесный пароход, прообраз автомобиля, разводной мост и многое другое. Эти макеты выполнены по оригинальным чертежам Леонардо и изготовлены из материалов того времени. Многие из них можно потрогать, повертеть, привести в действие.

Загулялись в парке и замерзли, разглядывая леонардовские диковинки, так что приходится отогреваться в ресторанчике у камина. 

Тут была великолепная индейка с черносливом и тыквой, а потом нас еще угостили рюмочкой местной настойки, в тепле разморило, и уходить не хотелось. Так что к замку Амбуаз подъезжаем уже ввечеру, а впереди еще 20 километров до Тура. Полюбовались мощными стенами со стороны, и вперед!

Едем прямо в закат.

В темноте въезжаем в Тур, ориентируясь на ярко освещенный собор — наш отель совсем рядом.

С утра гуляем по Туру. Главная достопримечательность — кружевной готический собор Сен-Гатьен с великолепными витражами и коллекцией древних манускриптов.

Очередной кофе с круассанами на площади со старинными фахверковыми домиками, и дальше в путь, вдоль берега реки Шер.

В маленьких городках, которые мы проезжаем, повсюду пахнет дымком — здесь нет центрального отопления, и местные жители вовсю топят печи и камины.

Устраиваем привал у речки и сворачиваем в сторону нашего последнего пункта назначения — городка Азе ле Ридо.

Последний замок на нашем пути — Вилландри. Он интересен не столько своей архитектурой, сколько удивительными садами вокруг. Они расположены на трех уровнях: на первом растут фруктовые деревья, на втором разбит декоративный «сад любви» из цветов и кустарников, высаженных в форме правильных геометрических фигур. Говорят, что эти фигуры символизируют разные виды любви: кусты и цветы изображают сердца, пронзенные стрелами или разделенные языками пламени, рога, веера и маскарадные маски. Сейчас ноябрь, и цветов уже нет, так что все аллегории нам прочитать не удается, но строгие линии кустарников смотрятся впечатляюще.

А на третьем уровне, внизу, самое интересное — огород. Разноцветные овощи, лекарственные и ароматические травы образуют живописные узоры. И всю эту красоту можно попробовать в местном кафе!

В Азе ле Ридо тоже есть замок, но мы успеваем только взглянуть на него со стороны — пора сдавать велосипеды. 

Точно в назначенное время к железнодорожному вокзалу Азе ле Ридо подъезжает грузовичок и забирает наши верные велики, а мы садимся в электричку и уезжаем в Париж. Вскоре за окном начинается дождь, но теперь он нам не страшен!

На следующий день собираемся в аэропорт. В этой поездке нам везло с погодой и вообще до сих пор все складывалось удачно, но тут начинаются сплошные приключения. На вокзале пытаюсь купить в автомате билет на электричку до аэропорта, никак не могу сообразить, на какие кнопки нажимать, стою с зажатой в руке 20-евровой купюрой. Прямо за мной пристраивается здоровенный, выразимся политкорректно, афроамериканец. Ладно, думаю, подождет, пока я тут разберусь. Внезапно он протягивает из-за моего плеча свою лапищу, выхватывает 20 евро и улепетывает со всех ног! Бросаюсь за ним, но разве догонишь такого длинноногого! (Замечу в скобках, что это единственный случай за все время моих странствий, когда на меня напали). Ну что ж, 20 евро — не беда, отдышались и посмеялись, как я потешно гналась за негром.

Справившись наконец с упорным автоматом и получив вожделенные билеты, идем к поезду, но тут выясняется, что сегодня все электрички отменены — то ли очередная забастовка, то ли что-то случилось на путях. Тут я начинаю уже всерьез переживать — не опоздать бы на самолет! Ловим такси и намертво встаем в пробку, потом понимаем, что нервничать и торопиться уже смысла нет — все равно опаздываем. Не очень понимая, как дальше быть, заходим в аэропорт — ура! — наш вылет задержали на два часа, мы как раз вовремя!

Приятный бонус этого перелета — длинная пересадка, вдоволь нагулялись по вечернему Киеву.

А напоследок — еще одно приключение. Перед вылетом в Москву наши рюкзачки дотошно досматривают на таможне и находят маленькую иконку, которую я всегда беру с собой в путешествия. Таможенник заявляет, что это культурная ценность, которую нельзя вывозить, и нас сейчас снимут с рейса, будут составлять протокол и разбираться. Рассчитывал, видимо, что тетенька с подростком сейчас напугается и предложит денег, но я прикидываю, что уж от Киева-то до Москвы мы легко доберемся на поезде, и невозмутимо соглашаюсь на составление протокола. Таможенник с досадой машет рукой: «Ладно, проходите!»

Преодолев наконец все преграды, взлетаем в рассвет.

 

 

 

2 комментария к “По долине Луары на велосипеде — 2012”

Оставьте комментарий