По Кольскому полуострову на своей машине — 2006

Август 2006, 19 дней, Иван, Ната, Миша и Маша

На Кольский полуостров  мы отправились ровно через 10 лет после путешествия на Байкал — в августе 2006 года. За это время мы «удвоили в пути небольшую семью» — теперь с нами сын Миша 8 лет и дочка Маша 7 лет, — и обзавелись машиной. Мы умеем, при необходимости, перемещаться без остановок на ночь: и мама, и папа – водители, пока один рулит, другой спит в разложенной машине, там же копошатся и живут своей жизнью дети. Но в начале путешествия торопиться не хочется. За первый день доезжаем до Новгорода, ставим в лесу палатки. Вокруг полно черники.


Просмотреть Кольский 2006 на карте большего размера

На следующий день делаем остановку в поселке Старая Ладога. Осматриваем древний монастырский комплекс, где идут раскопки, поднимаемся на высокий курган. img133

Считается, что здесь находится могила Вещего Олега. Ночуем в лесу около Медвежьегорска.

Терский берег: стоянка на Хлебной, лов сельди, Варзуга, деревня Кузомень в северной пустыне, аметисты на мысе Корабль, Кашкаранцы и часовня Безымянного инока

Торопимся к Полярному кругу, но тут нас ждет приключение. Кончается бензин – на 160 км ни одной заправки! Не дотянули 5 км до деревни Лоухи. Полчаса уныло размахиваем на трассе воронкой, наконец нас выручает мужичок на»Газели», который налил нам бензина и даже денег не взял, попросил только попить воды.

img134Фотографируемся у монумента «Полярный круг», подъезжаем к Кандалакше. Однообразный северный пейзаж внезапно меняется – вокруг море и горки! Проезжаем Умбу с ее резными домиками и деревянными тротуарами.

Долго ищем место для палатки, мама, как всегда, нервничает, что время уже позднее. Вдруг понимаем, что можно не торопиться, потому что темно не становится – тут полярный день! Наконец по проселочной дорожке вдоль моря доезжаем до устья реки Хлебной и встаем так, как нам хотелось: в соснах, у речки, на берегу моря. Вокруг очень много грибов.

img135Утром, высунув голову из палатки, долго трем глаза и не можем понять, где мы находимся. Вчера мы ставили палатку на берегу моря, а сейчас тут моря нет! Это отлив. Как выясняется, он бывает каждый день, но сдвигается на 45 минут позднее.

img137

Идем гулять вдоль берега. Нашли норвежский поплавок от рыбацкой сети. Отлив открывает на берегу удивительной красоты камни, разводы песка, медуз и водоросли.

img148

Знакомимся с рыбаками на тоне. Они зовут нас поехать в море за селедкой, когда придет вода. В ожидании прилива идем дальше гулять по берегу. Дети заходят по отливу далеко в море и залезают там на высокие камни, а папа пока разводит костер на сыром песке. Вдруг начинается стремительный прилив. Вода прибывает прямо на глазах! Детям приходится прыгать в воду, а папин костер с шипением гаснет под потоками морской воды.img140

Когда море окончательно поднимается, отправляемся с рыбаками за сельдью на большой лодке, которая называется карбас.img143

img144

В первой сети обнаруживается только одна рыба – пинагор, удивительного вида: синий, с зеленым брюхом, покрыт твердыми шипами. Он несъедобный, налюбовавшись на него, отпускаем его в море.img145

Селедки сидят в специальном морском садке. Нам их начерпали и подарили целых 10 кг, несмотря на наши возражения. Вечером сколько могли пожарили и съели, остальное пришлось засолить и возить с собой в кастрюле почти до конца путешествия.

img146

С утра опять гуляем вдоль отлива по красноватым расслаивающимся камням. Дети являют собой иллюстрацию известным строчкам: Я ломаю слоистые скалы — в час отлива на илистом дне. Любуемся водорослями и ракушками, лежащими на берегу.

Собираемся и едем в дальнее село Варзугу. Движемся медленно, т.к. асфальт вскоре превращается в разъезженный тракторами проселок, по которому быстрее 40 км/час не поедешь. Дорогу внезапно перебегает лиса! А за ней два лисенка! Пока останавливались, выскакивали из машины и доставали фотоаппарат, они, конечно, успели скрыться в норе.img151

В селе Варзуга – известный деревянный шатровый храм. Но он закрыт, так что, переночевав в ближайшем лесочке,  на воскресную службу следующим утром идем в другой маленький храм поблизости. img153

После службы переправляемся на лодке на другой берег реки Варзуги. Село на том берегу удивительно тем, что тут нет машин – они сюда просто не могут проехать! Улицы заросли высокой травой, люди ходят по узеньким тропинкам или деревянным настилам на песке. Село вполне жилое, здесь крепкие дома, есть магазин, даже восстанавливается большой деревянный храм.

Отправляемся через лес к роднику, где дети бесстрашно обливаются ледяной водой. Мама с папой не решаются – боятся не столько холодной воды, сколько комаров, которые собираются тучами. img155

На обратном пути собираем голубику и морошку.

img157

Вернувшись на другой берег к машине, отправляемся в село Кузомень. Лес заканчивается, и перед нами открывается настоящая пустыня, дорога превращается во все более глубокие колеи по песку. Мы не привыкли отступать и смело движемся вперед, надеясь на полный привод, но в какой-то момент наша верная Субара буксует, пахнет горелым сцеплением, и мы наглухо застреваем в куче песка.

Вечереет, до горизонта – вода и песок, до человеческого жилья – километров 10, становится грустно. Папа безнадежно ковыряется под капотом, но тут – ура! – к нам приближается, спокойно переваливаясь по песку, здоровенный джип. Это оказывается семья москвичей, которые тоже путешествуют по Кольскому полуострову, они журналисты, тут же находят с папой каких-то общих знакомых. У них есть нужные инструменты, и вот наше сцепление в порядке, машина вытащена из песочной кучи и повернута носом в обратную сторону, детям на прощание дарят здоровенный аметист, найденный нашими новыми знакомыми неподалеку, на мысу Корабль.

Возвращаемся к лесу, ставим палатки. Детям счастье — катаются с песчаных гор и роют в них норы. Вечером в реке прыгает крупная рыба. Но мы не поймали ни одной.img159

Не смогли проехать на машине – наутро идем в Кузомень пешком. Идти по глубокому песку трудновато, особенно детям.

img160Половину дороги нас подвозит ГАЗ-66, и вот мы в Кузомени. Это деревня посреди самой северной пустыни мира. Она вся стоит в песке, ходить можно только по деревянным тротуарам. Над колодцами сверху построены домики, чтобы не засыпало песком. Деревня обжитая, много красивых резных наличников и заборчиков.

img161

Отправляемся дальше, к устью Варзуги, это еще 4 км по песку. Здесь скопилось множество вездеходов, которые ждут, чтобы паром перевез их по высокой воде на другой берег. Оттуда на них поедут ловить рыбу в дальние недоступные деревни – Чаваньгу и Чапому. В устье Варзуги – сотни птиц разных неведомых видов. Миша заметил птенца полярного крачика. Он еще не умеет летать, только бегает и громко кричит, широко разевая клюв. Бело-коричневый пушистый комочек.

img163Там, где Варзуга впадает в море, стоит затонувший корабль. Дети залезают и бегают по нему, играя в пиратов, а потом снимают куртки, шапки и лезут купаться в море.

img162

Прибой и яркое солнце над горизонтом. О, счастье быть Муми-троллем, который пляшет под лучами заходящего солнца среди зеленых волн!

img164На обратном пути сильно устаем, добираемся до леса уже из последних сил. За этот день прошли больше 15 км по песку.

На следующий день выезжаем с Терского берега в направлении Кандалакши. Заезжаем на мыс Корабль, здесь раньше добывали аметисты. Гуляем по красно-фиолетовым скалам, среди которых попадаются камешки с аместистовыми вкраплениями. Самые чистые и красивые кристаллы получаются, если найти большой камень с фиолетовым верхом и разбить его другим камнем. Тогда фиолетовая шапочка рассыпается на множество чистых прозрачных кристаллов. Попадаются еще камни с удивительными фиолетовыми узорами.

По дороге заезжаем в село Кашкаранцы, на берегу здесь военно-морской маяк. В селе – старинный храм под крышей без купола. Постоянных служб еще нет, но храм активно восстанавливается. Сейчас здесь красит пол женщина, приехавшая издалека специально, чтобы потрудиться на восстановлении храма. Она рассказывает нам, что недавно здесь обнаружили под спудом мощи трех иноков.

img150Неподалеку от Кашкаранцев на берегу – часовня преподобного Безымянного инока Терского. В семнадцатом веке рыбак обнаружил на берегу тело монаха в облачении. Имя его установить не удалось: в окрестных монастырях за последние месяцы никто не пропадал. Монаха отпели и похоронили на берегу. И после этого на его могиле стали совершаться чудеса. Теперь это – местночтимый безымянный преподобный святой.img149

Ночуем в Кандалакше в гостинице, в цивильных условиях, по которым успели соскучиться. Отмываемся, наряжаемся, идем в ресторан при гостинице, поражающий нас вкуснотой и дешевизной. Напротив гостиницы – магазин бытовой техники с удивительным названием «Феолент».

Хибины: трудная дорога в горы и поход на перевал Рисчорр

Теперь едем в направлении Хибин.  Проезжаем Апатиты и Кировск, по дороге заезжаем в Полярно-альпийский ботанический сад. Он поражает обилием цветов и разных удивительных растений. В августе здесь цветет сирень! А в оранжерее – пальмы, кактусы, лианы. И это все – за Полярным кругом.

Впереди, за большим озером, видны высокие горы.img167

На карте нарисована проселочная дорога в нужном направлении, но на практике она похожа на каменистую осыпь с крупными валунами. Решаем рискнуть и потихоньку продвигаемся все дальше в горы. Постепенно папа за рулем осваивается на этой дороге и лихо преодолевает преграды в виде горных речек, пересекающих наш путь. Удивительно, но впоследствии мы встретим на этой дороге не только джипы и УАЗы, но и несколько обычных легковушек, в том числе, простую девятку.

Проехав таким образом часа два, останавливаемся около указателя «Красивый водопад», что полностью соответствует действительности. Ставим поблизости палатку на берегу ручья. Вокруг столько черники, что съесть все собранное не можем, приходится варить варенье.

Image00036Утром отправляемся в поход. Идем на перевал Южный Рисчорр горы Кукисвумчорр. Любуемся снежником, горным озером, неизвестными желто-красными цветочками на его берегах. Ночевать идем на контрольно-спасательную станцию, где для нас топят баньку, после парной прыгаем в ледяной ручей, который течет со снежных вершин. Вечером поем песни под гитару вместе с туристами, живущими на КСС.

img172

На обратной дороге с Хибин останавливаемся, чтобы залезть на снежник. Играем в снежки, дети катаются с горки, как зимой.img174

Едем смотреть на семью северных оленей. Нам про них рассказала хозяйка гостиницы на КСС – этих оленей завели ее родственники, чтобы катать своих детей.

У оленей просто удивительные рога – они теплые, мягкие и чуть пушистые, как бархатные. Такими они будут до осени, пока растут, а потом станут твердыми, костяными. К весне олени сбросят рога, и начнут расти новые. Олени пугливые и нежные, дети кормят их ягелем.

img176

Лапландия: саами и их священное Сейдозеро

К вечеру приезжаем в поселок Ловозеро, это центр саамской культуры. Ночуем в гостинице.

Лапландцы – лопари – саами – очень малорослые и забавные, ростом чуть повыше наших детей.img177

Идем в ловозерский саамский музей, где представлена вся история жизни лопарей. Тут огромный валун с петроглифами, привезенный на санях с самого восточного носика Кольского полуострова – из Поноя,  плакаты 20-х годов и множество фотографий начала ХХ века с изображением лапландцев и их жилищ.

img179

img180

По музею можно бродить долго, но нам уже пора – мы договорились с местным пареньком Андреем, что он отвезет нас на моторке через все Ловозеро к священному саамскому озеру – Сейдозеру.

На озере ледяной ветер и временами начинается дождь. Плыть долго, больше часа, но мама и дети не мерзнут, потому что сидят на оленьей шкуре (потом мы эту шкуру купили за 200 рублей).

img181

До Сейдозера надо идти пешком через перешеек. Оно расположено на границе Хибин в окружении очень красивых гор, но мы их, к сожалению, почти не видели из-за низких облаков. С Сейдозером у саами связано множество поверий и легенд, это место для них священное. Здесь особенная природа – много больших деревьев и южных трав, похожих на папоротники. А по берегам соседнего Ловозера – елки-спички и начинается тундра. Долго гуляем по берегу Сейдозера, разглядывая удивительные валуны.img184

На обратном пути Андрей завозит нас в гости к деду Анатолию Иванычу, живущему на берегу Ловозера. Он поит нас чаем и рассказывает о своей жизни. Он русский, даже с юга – казак. Живет в ловозерском лесу все время в самодельном домишке из досок и рубероида – и это в кольскую зиму! Картошка у него растет в лесу, среди черники. Говорит: «Жена у меня умерла, дети уехали, а я природу люблю…»

img182

Вечером садимся в машину и уже ночью пересекаем полярный круг в южном направлении. На этом рассказ о путешествии по Кольскому можно было бы закончить, если бы у него не оказалось неожиданное продолжение. Мы торопимся домой, едем без остановок, сменяя друг друга за рулем. Позвонив следующим вечером домой из Ярославля, неожиданно выясняем: обстоятельства складываются таким образом, что у нас появилась еще целая свободная неделя! Очень жаль, что мы не знали этого накануне, тогда бы мы поехали, конечно, не домой, а в Мурманск, к Ледовитому океану.

Посовещавшись, решаем: мы достаточно намерзлись на Кольском, надо теперь погреться. Тормозить не будем, вперед, на юг, на Ахтубу! Заехав на час домой, выгружаем оленьи шкуры и теплые куртки, берем побольше удочек, и, обогнув Москву по МКАД, выезжаем на знакомую М6. Следующим вечером ставим палатку на берегу Ахтубы, поражаясь тому, что можно ходить без куртки и спать без шапки. За двое суток проехали почти 3000 км. И еще целую неделю отогреваемся в астраханской жаре, ловя щучек и судачков.
img185

img186

1 комментарий к “По Кольскому полуострову на своей машине — 2006”

Оставьте комментарий