Июль 2009, 10 дней, 230 км на велосипеде. Иван, Ната, Миша и Маша
Летом 2009 года нам захотелось поехать в гости к Муми-троллям. А где они живут? Муми-дом находится в Финляндии, на берегу моря, около городка Наантали. В феврале мы с Мишкой ездили в Финляндию кататься на горных лыжах, и по дороге заехали туда. Но зимой, как известно, Муми-тролли спят, «и это очень разумно, если кто не любит холода и темноты«. Так что тогда мы только погуляли по пустынному Муми-долу, но не увидели его обитателей. А летом — самое время!
Но чтобы было еще интереснее, мы решили поехать на велосипедах, прокатиться по известному веломаршруту по архипелагу Турку. Этот маршрут проходит по множеству мелких финских островков, соединенных паромными переправами. Так что нам предстояло то крутить педали, то плыть по морю, а в конце пути нас ждали Муми-тролли.
И вот мы купили велорюкзаки, которые крепятся к багажникам, привязали велики к машине и стартовали из Воздвиженского в сторону Питера.
До Питера добираемся без приключений, поужинав вкуснейшей восточной едой в знакомой кафешке «У Сухова» за Тверью. В Питере, действительно, белая ночь — время 2 часа ночи, а вокруг серенькие сумерки. Фотографируемся, как обычно, на фоне Петропавловской крепости и разведенных мостов, закусываем в Макдональдсе на Невском и пытаемся ехать дальше.
Это, однако, нам не удается, т.к. решив проехать через центр, мы не учли, что мосты ночью разведены.
Приходится ждать до 4.15, после чего торопимся к финской границе. Папа за рулем, остальные спят.
Границу проходим быстро, очереди практически нет, машину не досматривают. Радуемся симпатичным финским солнечным пейзажам, но вскоре все небо заволакивает тучами, и начинается безнадежный серый дождь. Мама сменяет папу за рулем.
Плутаем по Хельсинки, удивляясь отсутствию архитектуры — такое впечатление, что у местных жителей просто не возникает желания украсить свои жилища, повсюду однообразные серые коробки домов.
В Турку дождь наконец прекращается, а то мы уже приуныли. Оставляем машину в центре города и идем пройтись. Здесь, в отличие от Хельсинки, все-таки есть, на чем остановить взгляд. Заходим в собор, идем вдоль набережной Ауры с домиками стиля модерн.
У причалов — яхты, лодочки, через речку бегает туда-сюда оранжевый паромчик. Дальше к устью Ауры стоят большие корабли — парусники и военные суда.
Разглядываем удивительную трубу, на которой изображены почему-то числа Фибоначчи.
Выходим к замку, сложенному из огромных валунов.
Вернувшись к машине, начинаем думать, где бы ее оставить на неделю. В Турку все стоянки очень дорогие, и мы решаем поехать в ближайший городок Каарину, откуда, собственно, и начинается маршрут по архипелагу.
Там без проблем договариваемся в отеле оставить машину на их стоянке за 20 евро, и собираемся в путь.
Поначалу ехать с грузом непривычно и трудновато, особенно папе, которого практически не видно из-за огромного велорюкзака, сидящего у него на багажнике. Там все палатки, спальники, одежда и еще множество разнообразных необходимых вещей. У Мишки — продукты (тоже немало), у мамы — коврики и ее личное раскладное кресло, а Машка едет налегке.
Вскоре входим в нормальный ритм движения, чему очень способствуют замечательные велосипедные дорожки, проложенные вдоль трассы. Кое-где они сворачивают в лес или ведут по симпатичным дачным поселочкам, так что трассы практически не видно.
Остановившись в лесу передохнуть, обнаруживаем вокруг себя неимоверное количество земляники — у нас такого просто не бывает! Очень трудно от нее оторваться, но приходится, чтобы с первого дня не выйти из плана движения.
Проезжаем несколько живописных мостов, минуем городок Парайнен. Время к вечеру, пора искать место для ночлега.
Сворачиваем по незаметной дорожке к мирю, ставим палатки в лесочке прямо на берегу, благо в Финляндии дикий кемпинг разрешен везде, кроме той земли, которая является частной собственностью. Вода теплая, папа тут же лезет купаться. С хозяйственными делами можно не торопиться, т.к. солнце долго-долго висит над горизонтом, и темно не становится. На закате из зарослей осоки выплывают лебеди.
Просыпаемся довольно поздно, т.к. в первый день пути, конечно, все сильно устали. Пока готовим еду и собираемся, погода портится, собираются тучи. Проехав с полчаса, сворачиваем к симпатичной кафешке «Домик рыбака», где дети залезают на деревянных лошадок и свинок, а потом катаются на тарзанке.
Покупаем тут интересную бутылку «Вино из одуванчиков». Это, собственно, не вино, а напиток вроде концентрированного сока или сиропа, действительно, с одуванчиковым запахом.
Едем дальше по прыгающей вверх-вниз велосипедной дорожке, вдруг — бах! — у папы лопается камера. Это не удивительно, т.к. на такой груз (килограммов сто пятьдесят, по меньшей мере) старенькое колесо, конечно же, не рассчитано. Поменять камеру — не проблема, плохо то, что на покрышке видна грыжа, которая через некоторое время и лопается. Впереди уже виден паром на остров Науво, до которого папа добегает пешком, ведя велосипед за рога.
Паромы тут замечательные — быстрые, ходят часто, и почти все бесплатные.
Сойдя с парома, останавливаемся у ближайшей кафешки и думаем, что делать дальше. Запасной покрышки у нас нет, и папа решает съездить за ней в ближайший городок Науво. Со следующего парома показывается автобус, и папа уезжает. Мама с детьми пока закусывают пончиками с малиновым вареньем и разглядывают окрестности.
Знакомимся с хозяйкой кафешки, которая очень хочет пообщаться и помочь разрешить возникшие проблемы. Это оказывается занимательная личность: внешне похожая на саамку, она и есть саамка, но… с Таиланда! Мы и не знали, что бывают такие. 25 лет назад она вышла замуж за финна, и занесла ее судьба из Таиланда в Финляндию. Она рассказывает историю своей жизни и на чем свет стоит ругает финнов, в которых, по ее мнению, очень не хватает душевности.
Скоро возвращается папа, покрышку он не нашел, придется ремонтировать рваную. Тут — о ужас! — обнаруживается, что мама забыла резиновый клей, вернее, не забыла, а взяла полупустой тюбик, в котором весь клей высох. Папа негодует, тайская саамка суетится вокруг, предлагая разнообразные инструменты, виноватая мама стоит в растерянности, вдобавок ко всему начинается дождь.
Постепенно все как-то улаживается: папа заклеивает покрышку моментальным клеем и переставляет колесо вперед на мамин велосипед, где нагрузка меньше. И вот уже саамка машет нам вслед.
Дождь тем временем расходится все сильнее, так что пофотографировать живописные пейзажи с высоких мостов нам не удается, приходится без остановок накручивать педали, чтобы совсем не замерзнуть.
Вот и городок Науво. Идем смотреть старинную лютеранскую церковь. Она открыта, несмотря на довольно поздний час субботнего вечера. Здесь тихо и тепло, и мы долго разглядываем остатки старинных фресок, висящий на цепи кораблик и первое Евангелие XVII века на финском языке.
Едем дальше, поглядывая по сторонам в поисках места для ночлега. Дождь, к счастью, перестал, выглядывает солнышко, мы подсыхаем и согреваемся, но место для палатки найти никак не можем: все дорожки, ведущие к воде, оканчиваются аккуратными дачками, везде сидят приехавшие на выходные финны и поглядывают на нас с недоумением. Отчаявшись пробраться к берегу, ставимся просто посреди леса между огромных валунов, поросших лишайником.
Выспались в лесу прекрасно, с утра быстренько собираемся и вскоре подъезжаем к парому на Корпо. В кафешке, где пьем кофе в ожидании парома, встречаем семью финнов, с которыми мы уже неоднократно пересекались по дороге, попеременно обгоняя друг друга. Маршрут по архипелагу популярен у местных, но большинство путешествует практически без вещей, ночуя в гостевых домах.
На Корпо делаем небольшой крюк, отклонившись с основного маршрута, чтобы осмотреть здешнюю церковь. Тут любопытные росписи, напоминающие детские рисунки.
Сделав несколько остановок в особо земляничных местах, следующим паромом перебираемся на Хаутскар. Это целая группа островков, соединенных мостами и короткими паромными переправами.
Находим замечательное место для стоянки — на пустынном берегу к морю спускаются огромные валуны, нагретые солнцем. Как прекрасно растянуться на них после того, как целый день крутишь педали!
Здесь совершенная тишина и покой. Вдруг замечаем на высоком берегу какое-то движение — из леса выходит олень!
Вечером долго сидим у костра, любуемся оранжево-сиреневым закатом, читаем Туве Янссон. В сумерках к нам приплывают лебеди.
С этого чудесного места долго не хотелось уезжать, наутро расслабились и отдыхали тут полдня. Дети, конечно, лезут купаться, хотя вода прохладная.
Устраиваем себе ленивый день — несколько коротких паромных переправ, проезжаем совсем немного. Ночуем в лесу, свернув на полянку у дороги.
С утра со свежими силами бодренько пускаемся в путь.
Вскоре погода портится — начинается сильный дождь, ветер, резко холодает. Крутим педали побыстрее, чтобы согреться, но в ожидании парома ужасно замерзаем.
Стараемся не унывать, разглядывая разные забавные мелочи фермерской жизни вдоль дороги.
Дождь льет все сильнее, мы совершенно промокли и понимаем, что ночевать в мокром лесу сегодня совсем не хочется. Решаем остановиться в Моссале в цивильном кемпинге. Но здесь, увы, нас ждет облом — домики все заняты, а на поляне, где нам предлагают поставить палатки, стоит огромная безнадежная лужа.
Приходится крутить педали дальше, чтобы хоть как-то согреться. Вдруг у дороги видим указатель на гостевой домик. Это, конечно, ужасно дорого, но как же тут прекрасно! Для нас сразу же растапливают баню, и мы блаженствуем сначала в сауне, а потом на чистых мягких кроватях. Отогрелись, отмылись, высушили все вещи, вкусно поужинали — о счастье!
На стенах нашей комнаты — милые картинки.
С утра наконец-то яркое солнце и жара.
Прощаемся с радушной хозяйкой и переправляемся на пароме на остов Инио.
Здесь, на островах, множество разных любопытных птичек. Их трудно бывает поймать в объектив, но вот этот удод с удовольствием нам позировал.
Пополняем свою коллекцию дорожных знаков. Долго спорили, кто же тут изображен — муравей? старичок? тролль? инопланетянин?
На Инио сохранились старинные ветряные мельницы.
Вечером находим удобное место для стоянки на берегу.
Долго любуемся закатом — кучевые облака над лесом похожи на дальние снежные горы.
Вечером, как обычно, приплыли лебеди в надежде поживиться хлебушком.
Следующий день пасмурный и прохладный, но это даже хорошо, потому что сегодня нам предстоит поднапрячься и проехать больше 50 километров, чтобы поближе подобраться к главной цели нашего путешествия — Наантали.
С утра — долгая переправа на платном пароме, он идет больше часа, лавируя между каменных островков, поросших соснами.
Весь день крутим педали, останавливаясь только ненадолго передохнуть, перекусить и пособирать земляники. Ночуем в лесу у дороги — мы уже научились быстро находить удобные полянки, и не стесняемся ставить палатки на виду у проезжающих мимо финнов.
Встаем пораньше, и вскоре — ура! — подъезжаем к Муми-долу.
И вот мы в гостях у Муми-троллей! Муми-дом точно такой, каким его нарисовала Туве Янссон.
Здороваемся с Муми-троллем, гладим фрекен Снорк по отросшей челке, наш папа пожимает лапу Муми-папе.
Заходим на уютную кухню, где Муми-мама наготовила столько припасов, разглядываем свадебные фотографии Муми-родителей, папа с Мишей садятся сочинять рассказы за пишущей машинкой Муми-папы, а Маша прихорашивается перед зеркалом фрекен Снорк.
Потом гуляем по всему Муми-долу, сверяясь с картой.
Выходим на пристань, откуда семейство Муми-троллей отправлялось в путешествие к острову Хатифнаттов. В домике на лодочной станции — настоящие морские сокровища!
Можно залезть на столб с барометром, как сделал когда-то Хемуль, спасаясь от хатифнаттов, и забраться в палатку Снусмумрика.
Хемуль разглядывал Мишу в лупу, как новое диковинное растение, а Снусмумрик сыграл нам на губной гармошке.
Перекусив, отправляемся смотреть спектакль на открытой сцене. Он идет по-фински, но мы все понимаем, потому что знаем книжки почти наизусть.
Из Муми-дола не хочется уходить. Зашли еще раз в дом, повидались наконец с Муми-мамой, посмотрели в подзорную трубу на дальний маяк и примерили Шляпу волшебника. Ее нельзя долго держать на голове, а то кто знает, во что превратишься!
Тот самый мостик, только Снусмумрика рядом нет…
Распрощавшись с Муми-троллями, возвращаемся в Каарину к оставленной машине. Папа садится за руль, и на следующий день мы дома.
Очень интересно! А обратно к машине вернулись тоже на велосипедах?