На Байкал с рюкзаком — 1996

Август 1996, 22 дня, Иван и Ната

Побывав на Алтае, мы убедились в том, что трое суток в поезде – совсем не страшно. И на следующий год решили поехать еще на сутки дальше – на Байкал. Надо сказать, что мечту об определенном путешествии мне часто навевает какая-нибудь случайная картинка, или фраза, или мелодия. Так вот, давным-давно у меня стояла перед глазами всем, наверное, известная этикетка с напитка «Байкал» — не Бог весть какое художество, да и сладкую газировку я не люблю, но мысль о Байкале засела в голове крепко.


Просмотреть Байкал 1996 на карте большего размера

В те годы, когда – невозможно себе представить! – не было еще интернета, собирать информацию и планировать поездки было трудно, и мы ездили практически наобум – покупали карту на Кузнецком мосту, билеты на поезд – и отправлялись куда глаза глядят.

Билеты до Иркутска мы брали накануне отъезда, поэтому места нам достались интересные – два боковых плацкартных одно над другим в конце вагона. Но разве будет унывать структуральнейший лингвист? – всю дорогу азартно играем в балду, и четыре дня пути пролетают незаметно. Запомнились только прекрасные пирожки у бабуси на станции Агрыз.

Остров Ольхон

Прибываем в Иркутск ранним туманным утром, идем на автостанцию, размышляя, куда бы направиться. Обнаруживаем, что через полчаса уходит автобус на остров Ольхон – туда и поедем! Автобус Иркутск – Хужир уже полон бурятами. Он идет медленно, часто останавливается посреди чистого поля, и пассажиры бросают в окошки мелкие монетки и сигареты, это языческий ритуал приношений «духам дороги». Туман рассеивается, выглядывает солнышко, мы любуемся мягкими зелеными холмами. Вот паромная переправа, и мы на острове.

В Хужире идем к пристани, вдалеке виден материковый берег.

Байкал Ольхон

Покупаем за копейки огромный кулек малосольного омуля – сегодня утром он еще плавал себе по Байкалу! – и отходим за окраину поселка ставить палатку. Берег просто потрясающий – широкая многокилометровая полоса песчаного пляжа, тут и там – сосенки, в прибое – полоса разноцветных камушков, и нигде ни души! Байкальская вода, правда, очень холодная, можно только окунуться и выскочить на берег, но на жарком солнышке тут же согреваешься.

Ольхон

На следующий день не торопясь гуляем по окрестностям Хужира. Обнаруживаем пещеру с загадочными надписями, выдающийся в воду мыс причудливой формы с чудесными бухточками по бокам, стадо фотогеничных коров на высокой скале. Ольхон

Байкал Ольхон

Ольхон

В Хужире находим единственную на тот момент турбазу, где можно попариться в баньке. Пока банька топится, расспрашиваем бурят о местных достопримечательностях и решаем на следующий день сходить на противоположную сторону острова.

С утра пораньше отправляемся налегке в поход на другую сторону длинного узкого Ольхона. Дорога идет лесистыми горушками, везде полно грибов, встречаются какие-то диковинные жуки. Минуем большое спокойное озеро, к вечеру выходим к противоположному берегу острова. Ольхон

Удивительно – здесь не видно ни туристских стоянок, ни палаток, ни домиков, но стоят одинокие большие крепкие качели. Ольхон

Материковый берег с этой стороны не виден, здесь Байкал похож на море. Дует ровный крепкий ветер, который ночью усиливается до такой степени, что чуть не сносит нашу палатку. К утру он стихает, и можно спокойно позагорать на каменных откосах.

Возвращаемся в Хужир и еще пару дней валяемся в свое удовольствие на роскошном байкальском пляже, лакомясь малосольным омулем.

Полуостров Святой Нос

Пора уже нам двигаться дальше, но куда? Разглядывая карту, обнаруживаем напротив Ольхона на восточном берегу Байкала заманчивый полуостров Святой Нос, пожалуй, нам туда. Выясняем, что с пристани Хужира ходит ракета на другой берег, в город Усть-Баргузин. Расписания этой ракеты, правда, не существует, но нам везет – она приходит как раз в тот день, когда мы собираемся и выходим на пристань. Проплываем мимо удивительных ярко-рыжих скал, поросших странным лишайником.

Погода между тем портится, прибываем в Усть-Баргузин к вечеру под мелкой моросью. Ставим палатку в лесочке за окраиной, надеясь на улучшение погоды. Но увы! Утро встречает нас усиливающимся дождем и холодным ветром. Бесцельно и уныло бредем по улице Усть-Баргузина. Что делать – непонятно, в такую погоду пробираться на Святой Нос, где, возможно, нет никакого человеческого жилья, совсем не хочется.

Все сильнее мерзнем, промокаем и унываем, как вдруг оборачиваемся на обращенный, видимо, к нам оклик: «Do you speak English?» «Ничего, можно по-русски», — отвечаем мы худенькому парнишке, принявшему нас за иностранцев из-за спортивных рюкзаков и ярких дождевиков. Да, в 1996 году на Байкале скорее можно было встретить иностранного туриста, чем русского.

Володя – наш спаситель – оказывается сторожем турбазы, на которую приезжают иногда делегации иностранцев, но сейчас турбаза пустует. Он входит в наше бедственное положение и приглашает – бесплатно, по доброте душевной! – протопить баньку на турбазе, в ней же и переночевать. Вручает нам ключи, показывает дрова и удаляется. Не веря своему счастью, зажигаем камин, топим баньку, весь день стираемся, моемся, сушимся, вечером жарим в камине куриные ножки – заговенье на Успенский пост. До сих пор вспоминаем добрым словом Володю и желаем ему всяческого благополучия!

img119

На следующее утро – яркое солнце! Бодро топаем по направлению к полуострову. Переходим речку Баргузин, вскоре останавливаемся перед шлагбаумом: оказывается, Святой Нос – то ли заповедник, то ли заказник, и попасть туда не так просто. Поодаль стоит грузовик, в который мужички закидывают какие-то мешки. Выясняем, что он едет в рыбацкий поселок Монахово на берегу Святого Носа, договариваемся с мужичками и незаметно забираемся внутрь. Ура! – минуем шлагбаум и едем по длинному красивейшему перешейку, потом через горы.

В поселке решаем не нарываться на неприятности и идем в контору лесничества. Оказывается, нужно просто заплатить небольшие деньги за посещение заповедника, причем егерь, видя нашу законопослушность, предлагает отвезти нас на моторке в совсем дикие красивые места.

Байкал Святой Нос

Высаживаемся на пустынном песчаном берегу, на который наплывают мелкие волнушки, на горизонте – горы и два острова – Лысый (голый, каменистый) и Лохматый (поросший лесом). Ставим палатку, остаемся тут на несколько дней.

Святой Нос

На следующий день идем гулять вдоль Байкала. Пройдя несколько километров совершенно пустого побережья, натыкаемся на странный плавучий домик у берега. Оказывается, это такая мини-турбаза, куда привозят иногда на отдых всяких важных товарищей. Сейчас тут гостей нет, хозяин приглашает нас зайти. Внутри очень пафосно, красивая отделка, есть бар, в котором, правда, можно купить только шоколадку. Все это странным образом контрастирует с нетронутой природой вокруг.

Неподалеку от домика обнаруживаем удивительное явление – горячие источники. Прямо около берега, рядом с холоднющим Байкалом, — ямки с горячей водой, в которую трудно даже окунуться! Но когда туда залезешь – быстро привыкаешь, и можно нежиться, как в ванне.

img124

Вокруг горячих источников живет множество крохотных ужиков. Хозяин турбазы рассказал нам, что это эндемичный вид змей, который обитает только здесь, на Байкале.

уж

На турбазе можно взять напрокат водный велосипед, и мы отправляемся в плавание за высокий обрывистый мыс.К вечеру возвращаемся на свою стоянку, к нам в гости приходит симпатичная собачка.

Байкал Святой Нос

Она остается с нами те несколько дней, что мы проводим на берегу. Собираем грибы (их тут неимоверное количество), бруснику, ловим рыбу, бродим по окрестностям, любуемся закатами. Тут просто прекрасно!

img122              img123

Когда мы уезжали из Москвы, нам в дорогу подарили пакетик орехов в шоколаде, на котором изображена страшно довольная толстая белка, держащая в лапах орешек. Иван говорит, что у меня на физиономии все время точно такое же выражение, как у этой белки.

img127

Святой Нос

Но приходит пора собираться в обратный путь. Обратно нам предстоит пройти пешком по горам те 15 км, что везла нас моторка. Дорогу мы не очень себе представляем, стараемся идти просто вдоль берега, пару раз забуряемся в какие-то болота, но в результате все же выбираемся к поселку.

Святой Нос

Пытаемся найти тут машину в направлении Усть-Баргузина, но тщетно. Придется и дальше топать пешком. Не жалеем об этом, потому что красота тут особенная.

Байкал

Ночуем на середине перешейка, утром просыпаемся в окружении табуна лошадей.

Байкал

В Усть-Баргузине выходим на трассу в направлении Улан-Удэ. Рейсового транспорта тут нет, придется ловить попутку. Мы не мудрецы в автостопе, при всем уважении к этой науке пользуемся ей редко, только когда нет других возможностей. Машин мало, только где-то через час стопится серая Волга, в которой едет пожилой рассудительный бурят с супругой. Дорога идет по самому берегу Баргузинского залива, любуемся напоследок Байкалом, здесь берег каменистый, обрывистый.

В Гремячинске бурят сворачивает к турбазе на берегу, мы остаемся на трассе, где безуспешно пытаемся стопить еще часа два. Вдруг со стороны Гремячинска выезжает знакомая серая Волга, и бурят приглашающе машет нам. Оказывается, на турбазе они быстро расправились с какими-то своими делами, и теперь едут домой – прямо в Улан-Удэ. Ура! Мы продолжаем прерванную два часа назад беседу, дорога сворачивает от берега в гору, и скоро мы оказываемся на вокзале Улан-Удэ. Поезд на Москву через час, билеты есть (на этот раз не боковые), даже денег на них хватает, и всего через 4 дня мы дома.

Оставьте комментарий