На Алтай с рюкзаком — 1995

Август 1995, 21 день, Иван и Ната

В далеком 1995 году мы с Иваном первый раз собрались в самостоятельное далекое путешествие — на Алтай.  Мы были тогда молоды, у нас не было ни детей, ни денег, ни дома, ни машины, но был целый месяц летнего отпуска.


Просмотреть Алтай 1995 на карте большего размера

В предыдущие годы летом мы ездили с палаткой в Крым, основательно его облазили, и нам захотелось отправиться куда-нибудь подальше. Мы давно мечтали посмотреть Алтай. В 1990 году, будучи в командировке в Новосибирске, мы даже успели за выходные смотаться до Горноалтайска, но там смогли провести только два часа, надо было успевать на обратный автобус до Бийска и на поезде Бийск-Томск возвращаться к утру понедельника в Новосибирск. А тут как раз подвернулась некоторая сумма денег – хватало на плацкарт на двоих до Барнаула и обратно, немножко даже на прокорм оставалось. В любимом магазине «Карты и атласы» на Кузнецком мосту покупаем карту Республики Горный Алтай, берем билеты «Москва – Барнаул» – и вперед!

Нам повезло: соседями по плацкартному отсеку у нас оказываются тихий дяденька на нижней полке и… его телевизор на верхней! Трудно, видно было тогда на Алтае с телевизорами, раз дяденька готов был к стоимости телевизора добавить стоимость его проезда до Барнаула. Удивительно, что на обратном пути, гуляя по платформе где-то в середине дороги, мы встретим того же дяденьку, только без телевизора.

Трое суток пути проносятся быстро, мы отсыпаемся, смотрим в окошко, покупаем разную снедь у бабусек на остановках. Из Барнаула добираемся до Горноалтайска, оттуда едем на автобусе в поселок Чемал. Тут поселяемся на несколько дней на турбазе у берега Катуни, где за небольшие деньги можно покататься по горам на лошадях, а потом сплавиться по Катуни на плоту.

Чемал — конный поход и сплав по Катуни

Алтай

И вот мы отправляемся в конный поход к горному озеру! Сначала долго едем на грузовичке по все более тряской дороге вдоль ущелья. Вокруг – луга, полевые цветы, пасеки, вдалеке – склоны гор, покрытые островерхими елочками.

Алтай

Подъезжаем к конной базе. Нас знакомят с лошадьми, ничего особенно не объясняя, и вот мы уже впервые в жизни верхом движемся по лесной дорожке. Осваиваемся быстро, т.к. спокойные лошадки идут пока медленным шагом. Встаем на ночевку на берегу небольшого озерка, а с утра отправляемся пешком на прогулку к озерам повыше.

Алтай

 В складках гор лежит снег. Вокруг – удивительной яркости цветы, везде шумят ручьи и небольшие водопадики. Выходим к снежнику, снег достаточно глубокий, но покрыт твердой коркой наста, и по нему можно ходить, не боясь провалиться.

Алтай

Алтай

На обратном пути вниз пробуем пустить лошадок рысью. Начинается сильная гроза, лошадям не нравятся раскаты грома, они бегут быстрее – ой-ой-ой! У Ивана слетают очки, я резко останавливаю свою лошадь и, спрыгивая с нее, растягиваю коленку. Очки, к счастью, находим довольно быстро, но у них отлетела дужка, так что до окончания путешествия ходим оба подвязанные – Иван в очках на веревочке, я – с забинтованной коленкой.

Денек отдыхаем, гуляя пешком по окрестным деревушкам на высоких берегах Катуни. Переходим речку по качающимся подвесным мостикам, знакомимся с алтайской бабушкой с удивительным именем Орбита Петровна и ее многочисленной живностью, собираем землянику, пытаемся купаться в Катуни, но вода очень холодная.

На следующий день отправляемся сплавляться по Катуни на плоту.

Алтай

Сначала нас, привыкших к легким байдаркам, бросает в дрожь при взгляде на торчащие из воды камни и перекаты, которые предстоит преодолеть. Но наш плот, представляющий собой здоровенную круглую надувную конструкцию, накрытую сверху резиновым шатром, невозмутимо и неторопливо переваливается через все препятствия, так что можно было бы даже заскучать, если б не красота вокруг. Ночуем на высоком берегу Катуни, на следующий день проплываем еще немного, и грузовичок возвращает нас на турбазу.

Поход к Белухе по ущелью Аккем

Теперь нам предстоит решить, куда двигаться дальше. Можно было бы поехать на Телецкое озеро, но там, говорят, сплошные турбазы, много отдыхающих, а нам хочется побывать в каких-нибудь диких краях. Решаем отправиться в Усть-Коксу – там в недавно открытом храме служит знакомый нам священник из Москвы, можно будет передать ему поклон от друзей, побывать на воскресной службе, а кроме того, там и Белуха недалеко.

В Горноалтайске приходится заночевать, т.к. автобус на Усть-Коксу уходит рано утром. Ставим палатку на той горушке, по которой 5 лет назад зимой гуляли, приехав из Новосибирска, и ранним утром грузимся в тряский переполненный автобусик, который, кряхтя, натужно трюхает по пыльной горной дороге. В середине дня – остановка в Усть-Кане. «Ку-у-шать»,- ласково приглашает водитель, и все пассажиры отправляются в придорожную кафушку. Немного не доезжая до Усть-Коксы, автобусик заглыхает, и пока водитель возится с мотором, гуляем по вечерней степи, обсуждая возможность похода к Белухе. Мы ведь совсем не альпинисты, и у нас нет ни подробных карт, ни снаряжения, да и времени может не хватить, но все же так хочется к снежным горам!

Добираемся до Усть-Коксы в сумерках, разыскиваем храм, вваливаемся к батюшке. Он удивлен и рад, оставляет нас переночевать, с утра идем на службу. Отец Андрей служит здесь всего год, но успел уже обустроить храм и собрать крепкий приход. После службы – водосвятный молебен на реке Кокса, батюшка освящает воду, после чего без сомнений окунаемся, хотя речка очень холодная, прямо дух захватывает. Знакомимся с прихожанином Леней, который станет теперь нашим добрым другом. Алтай

Леня приглашает нас в гости, предлагает покататься верхом на его коне Казбеке. Это настоящий скакун, не то что тихие лошадки с турбазы, так и норовит пойти в галоп.

Леня – знаток здешних мест, и он всячески вдохновляет нас на поход к Белухе, объясняя, что до озера и снежной стены можно дойти пешком без всяких альпинистских навыков за 3 дня. Решаемся выйти на следующее утро пораньше. Оставляем большую часть вещей у Лени, максимально облегчаем рюкзаки, и вот холодным туманным ранним утром ждем попутку до Тюнгура. Трактор подвозит нас до Катанды (ах, название похоже на Катманду – окажемся ли мы там когда-нибудь?), дальше – пешком.Алтай

Туман тем временем собирается в белые облачка и уплывает, пригревает солнышко. Переходим речку Кучерлу с ее бело-голубой водой и сворачиваем к перевалу Кузуяк.

Алтай Аккем

Весь день — долгий натужный подъем, в конце я совсем изнемогаю, и героический Иван затаскивает наверх два рюкзака. Ну что ж, наверх поднялись, теперь можно пробежаться вниз! Обидно терять высоту, но путь к Белухе лежит по Аккемскому ущелью, и Кузуяк преграждает этот путь, приходится перелезать через него, как через забор. В сумерках становимся на стоянку у ручейка.

Кузуяк

На следующий день начинаем подъем по ущелью. Идем вдоль речки Аккем, вода в ней белая, опалесцирует и переливается, когда набираешь ее в бутылку. Торопимся, т.к. времени у нас немного, и мы точно не знаем, сколько дней займет путь.

Поначалу идти трудновато, подъем достаточно крут, но к середине дня втягиваемся в ритм – 50 минут идем, 10 минут отдыхаем. Мы максимально облегчили рюкзаки, из еды у нас с собой только сухари и несколько сухих супчиков, но тут не пропадешь – вокруг полно грибов и смородины. С водой проблем нет – везде шумят роднички.

Ближе к вечеру попадаем под сильный, но, к счастью, короткий дождь. Промокли – не страшно, плохо, что тропинка совсем размокла, стала скользкой, и при каждом шаге на ноги налипает по килограмму грязи. Становимся на ночевку в сосновом лесочке, отмываемся в Аккеме, завариваем «горный чай» (мелкие желтые цветочки), готовим грибную супокашку. Красота! Аккем

На следующий день крутые склоны ущелья постепенно расступаются, речка широко разливается, приходится прыгать с камушка на камушек, сосны и ели сменяются низкорослыми березками. К середине дня – ура! – выходим к широкому озеру, за которым встает белая стена – это снежная Белуха! На берегу озера – база метеорологов и вертолетная площадка с гордой надписью:Алтай Белуха

 Белуха

 Белуха

 Прохладно и пахнет зимой – чувствуется близость ледников. Ставимся у дальнего края озера рядом с водопадиком.

С утра идем на прогулку в горы. На снежную стену мы, конечно, не пытаемся залезать – это занятие для настоящих альпинистов. Поднимаемся направо, к нескольким небольшим озерам с бирюзовой водой, на их берегах цветут удивительные белые и желтые цветочки, похожие на наши подснежники. Выходим к пологому леднику и играем в снежки!

Алтай

 Белуха

Белуха

Ближе к вечеру пускаемся в обратный путь. Он проходит без приключений, и через день мы уже в Тюнгуре. Встречаем тут алтайскую бабусю, которая очень хочет нам что-то продать, но мы никак не можем понять, что – зубов у нее практически нет, и разобрать ее невозможно. «Шир парсучий!» — твердит бабуся, и мы наконец по ее жестам догадываемся, что речь идет о барсучьем жире, который должен помогать от простуды. Объясняем ей свою безденежную сущность и ненужность нам лекарств, т.к. болеем редко. В Тюнгуре нам везет – находим машину, которая везет группу туристов прямо в Бийск! Во время остановки в Усть-Коксе успеваем заскочить попрощаться с батюшкой и забрать у Лени оставленные вещи и здоровенную банку меда с его пасеки. Наступает ночь, начинается дождь, всю дорогу спим в кузове ГАЗ-66.

Домой попадаем без проблем – автобус до Барнаула, денег хватает как раз на билеты до Москвы, и через трое суток мы — на Казанском вокзале, с двумя пятачками на метро.

Оставьте комментарий