Вокруг Монблана с рюкзаком — 2019

Июнь — июль 2019, 12 дней, Олеся и Ната

Это путешествие должно было быть совсем другим. Я давно мечтала о треке от Монблана до Маттерхорна — это непростой пешеходный маршрут по Швейцарским Альпам, — и летом 2019 года мы отправились в путь с моей подругой Олесей. Мы взяли с собой палатку и все необходимое для автономных ночевок, чтобы не быть связанными бронированием горных приютов, и думали, что готовы к любым трудностям. Но, как известно, человек предполагает, а погода располагает — оказалось, что в горах еще так много снега, что маршрут непроходим без альпинистских навыков и специального снаряжения. Мы не стали горевать и пошли по знакомой дорожке — вокруг Монблана, как я ходила в 2017 году, но в обратном направлении. Удивительно, насколько разными оказались картинки из этих двух походов!

Шамони, Белое озеро

Самолет садится в Женеве в середине дня, и к вечеру на маршрутке мы добираемся до французского городка  Шамони. Ставим палатку в кемпинге Les Arolles, тут тесновато, но зато прямо в центре.

Идем погулять по городку, где все связано с альпинизмом — памятник покорителям Монблана, магазины с оборудованием для скалолазания и, конечно, сами снежные горы на горизонте.

Торец дома, где находится офис горных гидов, целиком разрисован портретами известных альпинистов. Трудно поверить, что это просто рисунок на плоской стене.

Заходим в туристический офис, чтобы забронировать ночевку в горном приюте там, где нельзя ставить палатку. Но нас огорошивают неожиданным известием: маршрут от Монблана до Маттерхорна пока закрыт, потому что перевалы все в снегу, горные приюты не работают. Как же так, я проверяла, они должны быть открыты еще с середины июня! Но против погоды не попрешь — зима была очень снежная, а весна поздняя, поэтому так и получилось.

Решение приходит сразу: начало трека к Маттерхорну  совпадает с частью маршрута вокруг Монблана, так что пойдем пока как планировали, а дальше разберемся. Если за ближайшие дни ситуация не изменится, у озера Шампе свернем в сторону Италии и пойдем вокруг Монблана — этот маршрут пониже и попроще, его можно пройти и по снегу.

Утешаемся бутылочкой легкого французского вина, душистым сыром и, конечно, круассанами.

С утра — жаркое солнце. Может, оно за пару дней растопит снег и позволит нам пройти к Маттерхорну? Отправляемся пока в путь в сторону Белого озера, где я была 2 года назад. Нас провожают нарисованные на стенке дома альпинисты и шамонийские коты.

По дороге наблюдаем за парапланеристами.

Тропинка скачет вверх-вниз по густому хвойному лесу.

На другой стороне долины — островерхие зубчатые скалы Aiguilles, «Иглы» по-французски.

Поднимаемся к фуникулеру и приюту Флежер, здесь сейчас идет ремонт, все наглухо закрыто. Отдыхаем у озера и карабкаемся дальше, в сторону Lac Blanc.

Высота пока небольшая, но начинают встречаться островки снега, которые вскоре сливаются в сплошные снежники.

Ближе к вечеру добираемся до хижины на берегу Lac Blanc. Все кругом в снегу, а озеро подо льдом. Два года назад, когда я была здесь, не было ни намека на снег. В тот раз мне хотелось остаться тут на ночевку, чтобы полюбоваться закатом над Монбланом. Но я шла без палатки, а в приюте не оказалось мест, так что тогда пришлось уходить.

Решаем остановиться в хижине, чтобы не ставить палатку в сугробе, благо туристов пока совсем мало и места для ночевки есть. Из окошка открывается потрясающий вид.

До ужина неторопливо попиваем чаек на берегу. Вода в озере удивительного голубого цвета, видимо, из-за растворенных в ней минералов.

Вечер ясный, и наконец сбывается моя мечта — увидеть Монблан в закатном свете.

Горные козлы, перевал Коль де Бальм, Триент

С утра, стоит нам выйти на тропу, встречаем компанию горных козлов. Они не обращают на нас никакого внимания и проходят совсем близко.

Попытались угостить их хлебушком, но они есть не захотели.

Кругом ни души, тропа плавно спускается вниз среди снежников и голубых озер.

Оглядываемся на белую макушку Монблана.

А внизу, в долине — жара и цветущие маки.

На этом маршруте не заскучаешь — каждый день приличные спуски и подъемы. Начинаем карабкаться в сторону перевала Коль де Бальм. По жаре с непривычки быстро устаем и решаем поступить неспортивно — подъехать часть пути вверх на фуникулере.

Перевал Коль де Бальм находится на границе Франции и Швейцарии. Оглядываемся напоследок на долину Шамони и отправляемся дальше по швейцарским Альпам. Тропа то и дело пересекает снежники.

К середине дня добираемся до поселка Триент и ставим палатку в кемпинге на окраине. Устраиваем стирку в ручейке, загораем на травке, вечером идем прогуляться в поселок до гламурной розовой церкви, которая мне запомнилась с прошлого раза.

Возвращаясь в кемпинг, покупаем на знакомой ферме вкуснейшие местные продукты — яички, молоко и сыр, и устраиваем роскошный ужин.

Перевал Бовин, озеро Шампе

Сегодняшний маршрут должен был вести нас на непростой перевал Фенетр д’Арпетт вдоль огромного ледника с синим льдом. Но в Шамони нам сказали, что этот перевал сейчас непроходим из-за снега. Придется идти в обход, дальней дорогой  через невысокий лесистый перевал Бовин.

С утра со свежими силами подниматься по лесной тенистой тропе совсем несложно, и мы, сами того не заметив, легко выбираемся к перевалу.

Но на спуске нам пришлось нелегко. К полудню начинается сильная жара, снег в горах активно тает, и маленькие ручейки, текущие с крутых склонов в долину, превращаются в настоящие бурные речки, перебираться через которые весьма непросто.

Промокли, устали, чуть не утопили рюкзак. От жары уже кружится голова, когда из последних сил мы добираемся до кемпинга у озера Шампе. Но я все же не теряю надежды на продолжение маршрута к Маттерхорну — оставив Олесю отлеживаться в тенечке, спешу к туристическому офису. Но увы, девушка тут подтверждает то, что нам сказали в Шамони — снега еще очень много, и без кошек и веревок до Маттерхорна нам не добраться.

Что ж, решено, не будем унывать, пойдем вокруг Монблана. Олеся первый раз в Альпах, и для нее этот маршрут ничуть не менее интересен, а мне любопытно будет взглянуть на знакомые перевалы под снегом. К тому же, в горах везде прекрасно!

Отдохнув и перекусив, идем прогуляться вокруг идиллически спокойного озера. Тут нет оборудованных пляжей, но разве в такую жару можно удержаться от купания?

Грибная дорога, кемпинг у ледника

С утра, махнув рукой недостижимому Маттерхорну, сворачиваем в сторону Италии. Тропа ведет нас по густому хвойному лесу по так называемой Грибной дороге. Это оборудованный прогулочный маршрут, вдоль которого стоят информационные щиты, рассказывающие о разных видах грибов, и забавные деревянные скульптуры. Странно, что наши сыроежки тут считаются несъедобными!

Тропа идет по крутому склону ущелья, на другой стороне которого разбросаны по полям швейцарские деревушки. Кое-где приходится перебираться через каменистые осыпи.

Если хорошо приглядеться, на этом фото справа на изгибе тропы можно увидеть Олесю.

К вечеру добираемся до поселка Фули, ставим палатку в кемпинге с видом на ледник. Кемпинг огромный, прекрасно оборудованный, здесь есть магазинчик и кухня, так что разнообразим поднадоевшее меню из супокашек, и вечер проходит в душевных разговорах под бутылочку французского вина.

Альпийские луга, перевал Коль Ферре

С утра приходится преодолевать не самую интересную часть пути, которая идет прямо по шоссе.

Нам быстро надоедает топать вверх по горячему асфальту. Останавливаемся в придорожной кафешке попить холодного чая из местных душистых трав и сворачиваем на тропу, петляющую вдоль проезжей дороги вверх-вниз по альпийским лугам.

Сегодняшний путь удлинился на несколько километров, зато идем по полям зацветающих рододендронов.

Вскоре выбираемся к приюту Ла Пель. Обычно мы не обедаем в середине дня, ограничиваясь легким перекусом. Но я помню, как тут вкусно кормили два года назад, так что решаем подкрепиться. Омлет все так же прекрасен, а в оригинальной вазе цветут эдельвейсы.

Начинаем подъем к перевалу Коль Ферре. Продвигаемся довольно медленно, потому что на тропе полно снега.

Вскоре тропа превращается в сплошное месиво из снега и грязи, но перевал уже близко.

И вот — ура! — мы на перевале. Впереди Италия.

Сбегаем вниз по крутому склону, на котором почему-то совсем нет снега. Останавливаемся на ночевку в горном приюте Елена. Здесь нельзя ставить палатки, но мы рады отдохнуть под крышей.

Долина Валь Ферре, Курмайор

Сегодняшний путь — долгая, но несложная прогулка вдоль склона долины Валь Ферре. Кругом гуляют коровки и цветут рододендроны.

Останавливаемся на привал у приюта Бертоне. Думали попить по-быстрому чайку и топать дальше, но из кафешки доносятся такие соблазнительные запахи, что зависаем тут надолго. Паста с итальянскими белыми грибами порчини просто восхитительна!

После сытного обеда подняться непросто, но путь впереди еще неблизкий. По крутой серпантинной тропинке спускаемся к городу Курмайор.

Выходим из леса прямо к автобусной остановке и проезжаем через Курмайор на другую сторону долины. В кемпинге Эгюй Нуар ставим палатку под огромной развесистой елью.

Озеро Миаж, перевал Коль де ла Сень, бурные реки

Тропа плавно поднимается по долине реки, которая от таяния снегов то и дело разливается в широкие озера.

В середине дня сворачиваем с дороги, чтобы подняться к лежащему в стороне ледниковому озеру Миаж. Я долго рассказывала Олесе о его красотах,  но когда мы по крутой кромке ледника выбираемся наверх и перед нами открывается вид на озеро, она разочарованно замечает: «Да это просто строительная площадка!» Действительно, льда совсем не видно, он покрыт толстым слоем пыли и камней, которые притащил ледник. Но разные оттенки воды — от серого до бирюзового —  по-моему, все же очень красивы.

Подъем становится круче, речка превращается в бурный поток. Вдоль тропы можно увидеть старинные горные хижины и остатки сооружений военных времен.

Перед рывком к перевалу Коль де ла Сень останавливаемся на привал, долго валяемся на травке. Как хороши эти полосатенькие бело-зеленые склоны!

Немножко приходится помесить снег, и мы выбираемся на перевал. Вот мы и вернулись во Францию, остался совсем небольшой участок маршрута, чтобы замкнуть кольцо вокруг Монблана.

Спуск с перевала по серпантинной тропинке совсем не сложен, снега нет, и мы шустро скачем вниз, предвкушая скорый отдых. Но вскоре путь нам преграждает настоящая река. Когда я шла тут два года назад, это был крохотный ручеек, через который я перебралась, не замочив ног. А теперь приходится разуваться и лезть по камням по колено в воде.

Добираемся наконец до приюта Ле Мотт. Здесь нет мест для палаток, но можно переночевать в бывшем коровнике, где теперь оборудован уютный дортуар.

А за ужином, как и два года назад, хозяйка выходит к гостям и играет на настоящей шарманке.

Перевалы Коль де Фур и Коль дю Боном

Сегодня непростой день — нам предстоит пройти два перевала подряд. Ранним ясным утром начинаем подъем, слушая, как пересвистываются вокруг сурки.

Тропа поднимается вдоль широкой долины, по которой течет множество ручьев. Кое-где приходится перебираться по камушкам через настоящие реки.

Первый перевал — Коль де Фур — можно было бы обойти по долинам через поселок Шапье. Но мы решили рискнуть и попробовать все же на него залезть, хотя я и вспоминаю, что когда я шла тут в прошлый раз, это было единственное место на маршруте, где тогда лежал снег. Что же интересно, будет тут на этот раз?

Из-за гребня горы открывается любопытная картина — вся долина перед перевалом в снегу. Нам надо пройти справа от вон той черной скалы посередине.

Все остальные благоразумные туристы пошли нижней дорогой, мы тут одни, впереди — несколько километров по снегу. Становится неуютно, но ступив на тропу, мы понимаем, что опасности нет — снег плотный, держит прекрасно. Так что, благословясь, ползем потихоньку вперед и вверх.

Подъем достаточно крут, и при каждом шаге приходится вбивать носок ботинка в снег, чтобы не уехать вниз на попе. Но торопиться нам некуда, погода отличная, и мы шажок за шажком продвигаемся к перевалу.

И вот мы наверху, ура!

Что может быть лучше, чем выпить чайку, растянувшись на теплых камнях после трудного подъема? Но расслабляться рано, после спуска к широкой седловине нам приходится карабкаться к следующему перевалу.

Тропа с перевала Коль дю Боном опять идет по снегу, но это нас уже совсем не пугает. Скатываемся бодренько вниз и по широкой пологой долине спускаемся к кемпингу Ле Понте на берегу озера. Тут нас первый раз за весь поход полило дождиком, но, к счастью, уже после того, как мы поставили палатку.

Отдых на озере, возвращение в Шамони, Женева

У нас остался один ходовой день и один перевал. С утра погода опять прекрасная, и мы первым делом бежим на озеро купаться.

Наплававшись всласть и растянувшись на теплой травке, глядим друг на друга и одновременно говорим: «А давай сегодня никуда больше не пойдем!» И это оказалось отличным решением — не стискивать зубы для преодоления из последних сил  последнего перевала, а отдохнуть в свое удовольствие на чудесном озере! Все-таки мы не такие крутые туристы, как эти на известной картинке:

Ближе к вечеру, очень довольные сегодняшним днем, едем на автобусе до городка Контамин-Монжуа, а оттуда на электричке в Шамони.

Ставим палатку в кемпинге с чудесным названием «Мармот» и отмечаем успешное окончание похода, глядя напоследок на ледник и островерхие Иглы на другой стороне долины.

На следующее утро автобус везет нас в Женеву. У нас есть полдня для прогулки по городу — кормим лебедей, любуемся фонтаном, разглядываем забавные скульптуры, гуляем вдоль озера.

Напоследок набиваем рюкзаки швейцарским сыром и французским вином — и домой!